Консультация для родителей «Факторы, влияющие на развитие речи детей», 19.05.2025

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого необходимо усиленно позаниматься развитием речи, после которого, как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основу, на которую, как на фундамент, накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие люди и став взрослыми активно развивают и совершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Каждый ребенок индивидуален, но всё же принято выделять четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  • Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание.

Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность к ним, предупредить развитие болезни.

В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект, либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.

  • Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры.

Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). 

  • Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой.

Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то улыбнётся, кому-то «агукнет», а с кем-то полепечет).

  • Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт. Затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, значительное влияние оказывает и речь окружающих − в особенности, её правильность с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Подготовила: Гётте М.Н.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.