Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого необходимо усиленно позаниматься развитием речи, после которого, как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого ребенка занимает свое время.
Родители закладывают основу, на которую, как на фундамент, накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие люди и став взрослыми активно развивают и совершенствуют свою речь, свои речевые навыки.
Каждый ребенок индивидуален, но всё же принято выделять четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
- Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание.
Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность к ним, предупредить развитие болезни.
В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект, либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
- Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры.
Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.).
- Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой.
Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то улыбнётся, кому-то «агукнет», а с кем-то полепечет).
- Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт. Затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, значительное влияние оказывает и речь окружающих − в особенности, её правильность с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.
Подготовила: Гётте М.Н.