«Ребёнок и компьютер. Польза и вред использования компьютера ребёнком».
Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с завидной лёгкостью овладеть навыками с различными электронными компьютерными техниками. Они учатся общаться с компьютерной мышью раньше, чем с ложкой. И это сегодняшняя реальность.
Давайте разберёмся, что же приносит компьютер ребёнку дошкольного возраста: пользу или вред?
Если говорить о пользе, то использование компьютера в обучении ребёнка:
— развивает творческие способности;
— устраняет страх ребёнка перед новой техникой, формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
— позволяет развивать воображение ребёнка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
— воспитывает внимательность и сосредоточенность;
— обязывает ребёнка действовать в темпе, задаваемой программой;
— позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
— помогает овладеть чтением и письмом;
— воспитывает целеустремлённость;
— развивает элементы наглядно-образного и логического мышления, тренирует внимание и память.
Но есть важное условие: компьютерные игры должны быть развивающими, соответствовать возрасту ребёнка и лишь играть вспомогательную роль в обучении и развитии ребёнка дошкольного возраста.
Если с компьютером ребёнок дошкольного возраста не расстаётся целый день и родители освобождают себя от общения с малышом, усадив ребёнка за экран, то компьютерные игры негативно сказываются на психологическом и физическом состоянии здоровья ребёнка:
— слабо развивается умение воспринимать информацию на слух, пересказывать услышанную информацию и рассуждать;
— развивается агрессия, возможные страхи, замкнутость;
— нарушается осанка и зрение.
Современные родители, сами того не замечаю, заменяют часть своего общения с ребёнком компьютером. Контроль и присутствие взрослых рядом- необходимое условие взаимодействия ребёнка с компьютером, особенно на стадии знакомства. Часто мама включает малышу игру или мультфильм, какое-то приложение, а сама занимается своими делами по дому. Лучше, чтобы родитель вместе с малышом сидел за монитором или планшетом и помогал осваивать обучающую игру.
Проводить время у компьютера ребёнку до 3-х лет не рекомендуется, т.к. он ещё не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Для детей от 3-5 лет общее время у экрана компьютера, телефона, планшета не должно превышать 1 часа в день, при этом продолжительность 1 сеанса должна быть не больше 7 минут. С 5 лет суточную норму можно увеличивать до двух часов, а продолжительность непрерывного пользования компьютером/ планшетом – до 20 минут.
Главный вред, который наносят гаджеты — ухудшение здоровья и нарушения в работе нервной системы. Раздражение и сухость глаз, снижение зрительной памяти, близорукость — частые явления среди любителей посидеть за компьютером.
Когда ребёнок по несколько часов в день смотрит в экран, делая уроки, играя, общаясь с одноклассниками, у него может ухудшиться поведение. Раздражительность, усталость, проблемы со сном, частая смена настроения и повышенная возбудимость — распространённые проблемы современных детей. Это связано, в том числе и с тем, что они с малых лет много смотрят мультики, играют на смартфонах.
Постоянный доступ к интернету препятствует запоминанию информации: при появлении вопроса на него тут же можно найти ответ. Обширный доступ к чужим работам породил проблему плагиата: теперь сочинения, курсовые и дипломные работы приходится проверять на уникальность, чтобы заставить школьников и студентов размышлять и создавать что-то самим.
Взрослые люди подают детям пример зависимости от гаджетов. Во время обеденных перерывов, поездок в общественном транспорте или лифте люди смотрят не друг на друга, а в экраны телефонов. Их не выпускают из рук, даже отправляясь в туалет или в ванную комнату. Привычка смотреть телевизор за обедом или листать новости на планшете лишает родственников возможного общения.
Какую же можно найти альтернативу компьютеру? Творчество, друзья и семейный отдых.
Творчество развивает умственные способности и даёт положительные эмоции, спорт обеспечивает выплеск энергии. Дети лучше себя чувствуют, когда их день состоит из разнообразных видов деятельности: учёбы, отдыха, игр, прогулок и живого общения.
Жизнь человека может быть очень интересной, если чаще выходить из дома, путешествовать, знакомиться с разными людьми. Можно свести на минимум реальные контакты и разговоры, заказывать еду и одежду на дом, но тогда человек упускает много возможностей.
Пикники, походы в лес с палатками, купание в водоёмах, пляжный волейбол, футбол во дворе — все это доступно для любой семьи, живущей в средней полосе или на юге. В северных городах есть альтернативные занятия: катания на коньках лыжах, сноубордах или санках.
Родителям стоит постараться сделать детство ребёнка весёлым и запоминающимся. Для этого необходимо не только запрещать сидеть в интернете, но и предлагать альтернативу, вовлекая в отдых всю семью.
Прекрасных вам эмоций, и впечатлений от совместного досуга.
Подготовила: Шумилова Л.А.