Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей 3-го года жизни»

Первые годы жизни ребёнка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности  развития ребёнка, что требует пристального внимания и родителей, и педагогов. Чтобы ребёнок развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций. Игнорирование скрытых (для родителей), но имеющих (с точки зрения специалистов) возможностей может привести к их затуханию. Конечно, что-то можно восполнить позже, но это потребует времени, отведённого природой для формирования других умений и навыков. Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

Что же такое самостоятельность? И может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; или «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия» и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям 3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

У детей 3-го года жизни резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребёнок начинает отрицать все, что он делал раньше. В этот возрастной период ребёнок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

 Воспитание самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Малыши проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ему не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьёт, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным.

 Не следует забывать и ещё об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребёнка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.

Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает. Поэтому ещё одно важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. Только последовательная и систематическая работа ведёт к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.

Бесспорно и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и культуры общения. Взрослый, воспитывая у ребёнка важное качество – самостоятельность обучает его первым элементарным трудовым действиям. Часто дети заявляют: «А я не умею!», хотя они могут выполнить предлагаемые действия (убрать игрушки, снять колготки и т. д.,) так как знают, что взрослые сами за них всё сделают. Важно, чтобы взрослый в этот момент находился в позиции учителя, помощника, а не обслуживающего, опекающего. При чём такую позицию необходимо соблюдать на протяжении всего дошкольного возраста.

У детей младшего возраста необходимо сформировать те навыки, которые им посильны и доступны. Малыш учится самостоятельно: одеваться, раздеваться, аккуратно вешать на стульчик одежду, мыть руки с мылом, вытирать лицо и руки полотенцем, убирать игрушки после игры на место и т. д. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому, взрослым необходимо проявить терпение в процессе воспитания самостоятельности у детей, уделить больше внимания и потратить много времени, чтобы добиться цели.

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ещё в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Самостоятельные дети отличаются хорошей учёбой и навыками для «взрослой» жизни.

Всем нам всегда не хватает времени, мы вечно торопимся, мы быстрее хотим покормить, одеть, раздеть, умыть ребёнка, нам не хватает терпения дождаться, пока ребёнок все это сделает сам. А ведь без самостоятельности ребёнка задерживается его развитие, поэтому, чем раньше будет развиваться ребёнок, тем умнее, успешнее он будет по жизни. На нас, на родителях большая ответственность за будущее наших детей, ведь характер детей формируется в основном в возрасте трёх лет.

Самостоятельные действия детей развивают мышление, память, внимание, крупную, мелкую моторику. Развитие крупной, мелкой моторики развивает речь.

Самостоятельные дети – развитые дети!

Давайте будем стремиться к развитию наших детей!

 Подготовили: Романова Е.А., Гаврилюк Г.С.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.