Художественно-эстетическое развитие. Конспект интегрированной образовательной деятельности «Загадка русского костюма»

старшей возрастной группы в рамках темы недели «Наша Родина»

Программное содержание:

  • Расширять знания о русской народной культуре, пробуждать интерес детей к р.н. костюму.
  • Обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
  • Знакомить детей с трудом мастеров народного художественного искусства (вышивка)
  • Формировать умение ориентироваться на листе бумаги ( справа- слева, вверху – внизу, в середине, в углу)
  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды русского нар. костюма: рубаха, косоворотка, кокошник, порты, пояс;
  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты.
  • Упражнять детей в образовании прилагательных (детская, современная, спортивная ит.д.)
  • Закреплять умение ритмично располагать узор, расписывать бумажные силуэты одежды.
  • Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (Цветные мелки, тампонирование, разнообразные кисти)
  • Помогать выразительно, с естественными интонациями читать поговорки, пословицы.

Ход деятельности:

Воспитатель:  Ребята, послушайте пословицы:  «За  морем теплее, а у нас светлее»; « На чужой стороне Родина милей вдвойне», « Где родился, там и пригодился» О чём говорится в этих пословицах? (О Родине, о России).  А много лет тому назад нашу  Россию называли Русь. А людей живущих на Руси – русские (национальность русские). А какие вы ещё знаете национальности? (отвечают).  У каждой национальности есть свой национальный костюм, внимательно посмотрите на экран, выберите и скажите, где на экране  расположен русский народный костюм. (Экран – народные костюмы)

Воспитатель: продумайте свой ответ, отвечать надо полным ответом (Н: в правом верхнем углу находится русский костюм.) Молодцы.
— Рассмотрите внимательно костюм  и скажите, из каких вещей он состоит?  (рубаха, сарафан, лапти, кокошник)
— Посмотрите, что одето на вас? (дети перечисляют) (Ответы детей: на мне платье. И т.д.) Как это можно назвать одним словом? (Одежда) Как ещё можно назвать? – одежда современная, модная.
— Мы сейчас поиграем «Назови одежду» с мячом.
— Как называется  одежда для детей? (Детская)
— Как называется одежду для женщин? (Женская)
— Как называют одежду для мужчин? (Мужская)
— Как называют одежду для кукол? (Кукольная)
— Как называют одежду для занятий спортом? (Спортивная)
— Как называют одежду для зимы  (которую носят зимой? (Зимняя)
— Как называют одежду для лета? (Летняя)
— Как называют одежду для взрослых? (Взрослая)
— Как называют одежду для школы? (Школьная)
— Как называют одежду, которую носили в старину? (Старинная)

А сейчас обратите внимание на экран какой вид одежды носили в старину и взрослые, и дети и женщины?
(Рубаху) а у меня для вас сюрприз —
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это? ( Рубашки)
(вношу рубахи на стойке).

Посмотрите, как вы думаете, кто мог носить эту рубаху? Правильно, мужчины. Давайте её рассмотрим: У мужской русской рубахи  разрез по середине  , Чем украшен разрез?  ( вышивкой), также вышивка и на рукавах внизу Эта вышивка называются — орнаментом. А ещё на руси, была рубаха с своеобразный покроем ворота, его разрез распологался не по середине, а на груди с боку и называлась она —  косоворотка.  Посмотрите на экран. Что повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)  Какие использовали цвета? красный, цвет огня, (желтый – цвет солнца,  голубой – цвет неба, коричневый- земли), но у на здесь сколько рубах?(  Две.)А кто носил рубаху? Молодцы, мальчики. А как вы догадались? Одна большая др. маленькая рубахи  украшена горловина. Скажите, какая вышивка —  крупная  или мелкая? Мелкая, её плохо видно, а что бы нам помогло лучше разглядеть вышивку? – увеличительное стекло. Вот я вам и предлагаю взять лупу и получше рассмотреть вышивку. Девочки  рассмотрят взрослую рубаху, мальчики  детскую и посмотрим? Назовите, какие элементы орнамента вы  видите? – вышита рубаха крестиком, какие вы узнаёте силуэты? (Ромб,  крестик  всё — это символ земли).  В старину люди изображали силы природы на одежде. — Это не просто вышивка на рубахе, орнамент, это ещё и оберег.  Оберег – от слова оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей.  Предлагаю вам поиграть:

А чем можно вышивать?
Дети: Ниткой с иголкой. Я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду иголочкой, а вы ниточкой, куда иголочка туда и ниточка, завязала иголочка узелок, ниточка распутывает.

Игра «Ниточка и иголочка» ( по считалке выбирается иголочка, остальные дети берутся за руки, и образуют нить. Нить всегда следит за иголочкой, иголочка, должна не запутать ниточку)

Воспитатель: А вы хотите вышить крестик? раздаю квадратики со шнурочном, а сейчас из наших маленьких крестиков мы выложим узор, посмотрите, что получилось? Мы иголочку возьмём вышивать сейчас начнём, вышьем с вами крестик. (показ) Раздаю квадратики со шнурочком, а сейчас из наших маленьких крестиков мы выложим узор, посмотрите, что получилось? (Вышиваем крестики)

Воспитатель: Да, много потрудиться приходилось   нашим  предкам, чтобы вышить орнамент на  рубахе.  А труд всегда уважали, много сложили пословиц о нём. Вспомним их (рассказывают дети) , кто расскажет пословицу:   Землю солнце красит, а человека — труд.
Умелые руки не знают скуки.
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
Не спеши языком, а спеши делом.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Без труда нет добра.
Дело мастера боится.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Ученье и труд рядом идут.
Была бы охота, будет ладиться и работа.
Доброе дело само себя хвалит

Воспитатель: А у меня для вас есть силуэты рубах, платья  да  вот  беда:
Рубахи то простые, белые, не расписные, не украшены рубашки, нет и вышивки на них
Всё исправить. Всё украсить я прошу ребят своих.
— А теперь мы тоже с вами поработаем. И украсим орнаментом, современную одежду так, как это делали в старину наши предки – крестиком, которая будет нас оберегать. (Ворот, манжет,  подол, пояс). У вас есть трафарет крестика, палочка с губкой для тычка, и штемпельная подушечка пропитанная краской красной. И будем делать , отпечаток крестика. ( Показ). Вы должны подумать,  где вы  расположите орнамент вышивки на  рубахе (по горловине, на рукаве, подоле). Каждый из вас представит, что и как вы будете рисовать, а по окончании работы расскажете, что у вас получилось. Приступаем к работе. (Звучит спокойная народная музыка).

В процессе рисования воспитатель подходит и спрашивает у детей, что они рисуют, какую деталь одежды,  что уже нарисовали. Добивается полного ответа на вопрос. По окончании работы дети рассказывают, какую мужскую или женскую одежду раскрасили, на каких деталях одежды и что нарисовали, что это обозначает, какими цветами пользовались, какую защиту будет иметь  (от чего защищать… «Читают» узоры).

Воспитатель подводит итог проделанной работе, благодарит детей за работы  что мы узнали. Что им понравилось.

Дружинина Татьяна Анатольевна
воспитатель МАДОУ детского сада №55 г. Тюмени