Консультация для родителей

«Воспитание культурно-гигиенических навыков 

у детей 3-4 лет».

      Период дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

     К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

     К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально чёткий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

     Обучение действиям самообслуживанию – трудоёмкий процесс. В домашних

условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребёнка, чтобы не терять время зря. Ребёнок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т.д.

     Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребёнка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!». Ломка сложившегося стереотипа нелегко даётся как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребёнка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность,

инициативность, активность.

     Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

     Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя

проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки.

     Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыла ли ты помыть руки своей дочке?».

     Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

     В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же». 

     В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребёнка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой:

одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать ещё лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. 

     В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом

виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

     Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном

учреждении, должны не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при

одевании, раздевании, приёме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребёнка делают взрослые, то у ребёнка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

     Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Воспитывайте культурно-гигиенические навыки!

• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть

руки перед едой, после прогулки.

• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в

определённое место.

• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой

платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

     От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер».

Всё в ваших руках, уважаемые родители!

Подготовила: Романова Е.А.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.