Педагогическая копилка

 

Умный шкафчик «Азбука маленького патриота»

     С самого маленького возраста ребенок учится обживать свой шкафчик для одежды в детском саду. Традиционно все шкафчики имеют маркировочный знак, картинку, которая совпадает с картинкой над полотенцем, на спинке его кровати. Сейчас картинку на шкафчик можно приобрести в магазине или скачать в интернете. Но у нас появилось желание, сделать шкафчик «не как у всех», объединив все картинки единой тематикой. Идеей нашего оформления шкафов стала «Азбука маленького Россиянина».  На каждую букву алфавита есть понятие, связанное с Россией.

Цель: познакомить детей с историей нашей Родины, формировать представление о ее традициях.

Задачи: учить детей понятиям: Отчизна, Родина, армия, победа, мир и другим; корректировать и развивать речь, познавательную деятельность, коммуникативные навыки; воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства.

 

Деловая игра для воспитателей «Развитие физических качеств».

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов , активизировать применение новых игр в работе с детьми, развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, раскрывать творческий потенциал каждого педагога.

Ход деловой игры:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня деловую игру хочется начать словами известного педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Для ребёнка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком и  т. д. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра – это форма жизни. Предлагаю разделиться на 2 команды и придумать себе название и девиз,  у вас на это 1 минута.

1 ТУР.  (разминка) «Мозговой штурм». В первом туре у нас будут вопросы из образовательной области «Физическое развитие». Команды отвечают по принципу «успей сказать первым». За каждый правильный ответ выдаётся кубик, который нужно будет сложить в башенку. Победит команда, башня которой по итогам игры окажется выше.

  1. Как называются соревнования велосипедистов и лыжников? (гонка)
  2. Как называются соревнования, куда входят лыжные гонки со стрельбой на огневом рубеже? (биатлон).
  3. Наказание в спортивных играх (удаление).
  4. Палка для игры в городки (бита).
  5. Чем являются слова: «Быстрее, выше, сильнее?» (девизом Олимпийских игр).
  6. Что стремится установить спортсмен? (рекорд).
  7. Она является залогом здоровья (чистота).
  8. Как часто проводятся Олимпийские игры? (один раз в 4 года).
  9. В какие годы Россия была столицей Олимпийских игр? (2014 и …).
  10. Её должен взять прыгун (высота).
  11. Спортсмен, который ходит сидя (шахматист).
  12. Танцор на льду (фигурист).
  13. Спортивный снаряд, который перетягивают (канат).
  14. Инструмент спортивного судьи (свисток).
  15. Чего не надо, если есть сила? (ума).
  16. Сколько игроков в футбольной команде? (11).

Подведение итогов 1 тура.

2 ТУР. «Очумелые ручки». Участникам предлагается пустая пластиковая бутылка. Задание: за 1 минуту команды должны придумать как можно больше  игр, и какие физ. качества развиваются в ходе этих игр.

Подведение итогов 2 тура.

3 ТУР. «Живые картинки». Для этого вспомним что такое «Выносливость» — это способность выполнять физические упражнения более длительное время. Задача команд: «оживить» предложенные картинки так, что бы команда соперников догадалась в какой деятельности развивается выносливость и как, почему? (повторение одного и того же движения). (Картинки: пеший поход, лыжи, велосипед, санки, коньки.)

Подведение итогов 3 тура.                                                                                                                                          

4 ТУР. «Чистый лист». Командам даётся по белому листу бумаги А-4. Задание : придумать и показать физкультминутку с использованием листа бумаги под музыку на развитие гибкости.

Подведение итогов 4 тура.

 5 ТУР. «Найди определение». Командам раздаются листы с определениями: «ЛОВКОСТЬ»-1 ком-де и «РАВНОВЕСИЕ» — 2 ком-де, нужно выбрать верное определение и придумать игровую ситуацию (можно сказочную), в которой будут развиваться эти качества.

Подведение итогов 5 тура.

Подведение итогов деловой игры.

Уважаемые коллеги, какие физ. качества мы сегодня «проиграли», а про какие забыли? (глазомер и сила) — забыли. Выносливость, гибкость, ловкость, равновесие.

Благодарю всех за активное участие!

 

 

Мастер-класс для воспитателей «Лаборатория чудес».

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с природным материалом.

Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности                               детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться                                   приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть):

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об опытно-экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников с природным материалом.

Приветствие «В имени моём…».

 Я попрошу вас представиться, а затем на любую букву своего имени назвать качество личности, которое помогает вам успешно взаимодействовать с воспитанниками. Начну я. Меня зовут Марина. Качество моей личности — многогранность. Участники поочерёдно представляются и записывают всё себе на бейджики.

— Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да).
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет).

Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да).

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет).

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да).

Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Немного теории! Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
Определения, к чему подходят. «В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени.

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

Практическая часть:

Эксперимент 1. «ШИШКА». Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

Эксперимент 2. Возьмем два стакана. Один с водой, другой пустой. Скрутим салфетки так, чтобы они напоминали согнутую пополам полоску. Один конец полоски опустим в один стакан, другой – в другой. Всего через час пустой стакан наполнится, а тот, в котором была жидкость, опустеет. А если использовать три стакана, два из которых будут с подкрашенной водой, то в третьем стакане окажется смешанная жидкость.
Вывод: мы исследовали явление впитывания твердыми телами жидкости. Воду, в которой стоит свежесрезанный белый цветок, разукрасьте при помощи красок. Через некоторое время малыш убедится, что цветок приобретает такой же окрас, какой мы использовали для окрашивания воды.

Вывод: вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения. А соответственно, качества жидкости передаются цветку.

Эксперимент 3. СЛУШАЕМ «ШУМ МОРЯ» или «РАКУШКИ».

Материал: Разные ракушки, стакан. — А вы знаете, что большие раковины называют поющими? Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан. Предложите послушать их все по очереди и сравнить услышанный шум. Что вы слышите?

Окажется, что звук в них почти идентичный. Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине. Слабее в более ровной раковине и стакане.

— А теперь сложите ладошки «горсточкой» и приложить к ним ухо. Услышит все тот же «шум моря»! А если распрямит ладошки, то звук сразу прекратится.

Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к «морскому» или «не морскому» происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

Оказывается, мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас, даже если мы находимся в помещении одни. Только эти звуки усилены во много раз. Так, что они уже кажутся заметным шумом.

Эксперимент 4. «МОЖНО ЛИ ИЗ РАКУШЕК СДЕЛАТЬ МОЗАИКУ?».

Материал: плоский камень, тонкие ракушки, основа с пластилином. — Камнем надавливаете на ракушку, и она трескается на несколько кусочков. На основе вдавливаете кусочки ракушек и составляете орнамент, рисунок, фантазируем.

Опыт 1. «Танцующая виноградина». На столы ставят подносы с материалом: стакан, виноградина, бутылка газированной воды. В стакан наливают газированную воду и опускают виноградину. Она опускается на дно. На неё тут же начинают «садиться» пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает. Но на поверхности пузырьки лопаются, и виноградина вновь опускается на дно. Там на неё опять «садятся» пузырьки с газом и поднимают наверх. Так виноградинка перемещается вверх-вниз, вверх-вниз — «танцует».

 Убедитесь в этом сами. (Проводят опыт.) Почему это происходит? (Ответы участников.) Какие выводы, на ваш взгляд, могут сделать дети из этого опыта? (Ответы участников.) «Танец» виноградины будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут все пузырьки с газом — именно они выталкивают её на поверхность.

Опыт 2. «Мандарины». — Как вы думаете,  какой мандарин утонет очищенный или неочищенный. В стакан с водой опускают два мандарина (тонет очищенный, потому что неочищенный мандарин как бы в жилете). Даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.

Опыт 3. Масло и вода не смешиваются. Наливаем в стакан масло, затем добавляем воду. Воду можно окрасить. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже  если Вы попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, пищевой краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Если добавить таблетку аспирина, то получим бурлящую лаву. Когда вы льете воду в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла.

Заключение: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» —  К. Е. Тимирязев.

Рефлексия по результатам совместной деятельности. Уважаемые коллеги!  Просим Вас высказать свое мнение  по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Всем присутствующим предлагают прикрепить своим магнитом на магнитную доску силуэт бумажного смайлика синего цвета (если мастер-класс был неинтересен), жёлтого (если вопросы мастер-класса были раскрыты недостаточно), красного (если мастер-класс был интересен и информативен).

Участникам мастер-класса вручают памятки — «Волшебница вода» (опыты и эксперименты с водой в средней группе) и «Детское экспериментирование».

Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!