Консультация для родителей
«Читайте детям вслух», 13.03.22 г.
Сейчас существует множество вариантов «заменителей» чтения, которые очень выгодны для родителей. Например, просмотр телепередач, прослушивание аудиосказок или онлайн-мультфильмы. Сейчас в век информации, человеческое сознание находится под атакой рекламы, ярких картинок, новостей и т.д. Не стоит забывать, что родители – это первые учителя для своих детей. И именно от них зависит, научится ли ребенок думать самостоятельно, фантазировать и захочет ли он получать новые знания и искать ответы на вопросы.
Чтение вслух будет полезно даже грудному ребенку. Хотя, может казаться, что он еще ничего не понимает, но можно увидеть, что в момент чтения малыш наблюдает за мимикой взрослого, учится улавливать меняющиеся интонации голоса. Таким образом, он общается с родителями на эмоциональном уровне.
В возрасте полутора лет дети уже начинают подражать взрослым, держат и пытаются перелистывать книги самостоятельно, рассматривают картинки. И это замечательное время, когда нужно обязательно наполнять мир своего крохи сказками и короткими историями, в которых содержатся многочисленные повторы.
Для деток дошкольного возраста совместное чтение должно быть важной семейной традицией или ритуалом. Никогда не отнекивайтесь от ребенка, который просит Вас почитать ему книжку. Ведь в такие моменты Вы становитесь еще ближе друг другу. Когда ребенок научится читать самостоятельно, очень полезно разыгрывать небольшие сценки, читать книги по ролям или предложить ему по-своему продолжить сюжет сказки. Обязательно обсуждайте прочитанное.
Постоянное совместное чтение не только привьет любовь к книгам, но и будет способствовать формированию врожденной грамотности, что значительно облегчит дальнейшее обучение в школе. Кроме того, чтение для детей вслух способствует развитию воображения.
Дети переживают сказочные истории, как реальные, он словно попадают в другой мир, где воображению нет предела.
Благодаря чтению у ребёнка пополняется словарный запас. Он узнает много новых, интересных и необычных слов. Он учится их понимать и применять в повседневной жизни. А умение красиво и грамотно выражать свои мысли еще никому не помешало.
Чтение помогает проводить параллели между реальным и сказочным миром и понять, что же такое добро и зло. А также дает неограниченные возможности для того, чтобы найти решение своим житейским трудностям.
Приветствуйте любую возможность читать своим детям! Это может быть полчаса в день перед сном, а может быть и несколько часов в ненастную погоду. Получайте удовольствие от общения и посмотрите на себя и своего ребенка по-новому.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Подготовила: Богданова Е.С.