«Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей 3-4 лет».
Период дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально чёткий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Обучение действиям самообслуживанию – трудоёмкий процесс. В домашних
условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребёнка, чтобы не терять время зря. Ребёнок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т.д.
Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребёнка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!». Ломка сложившегося стереотипа нелегко даётся как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребёнка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность,
инициативность, активность.
Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя
проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыла ли ты помыть руки своей дочке?».
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же».
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребёнка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой:
одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать ещё лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением.
В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом
виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном
учреждении, должны не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при
одевании, раздевании, приёме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребёнка делают взрослые, то у ребёнка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
Воспитывайте культурно-гигиенические навыки!
• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть
руки перед едой, после прогулки.
• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.
Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в
определённое место.
• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой
платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.
От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.
Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.
Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер».
Всё в ваших руках, уважаемые родители!
Подготовила: Романова Е.А.