«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ» 10.12.2023.
Многим родителям знакома ситуация, когда новая игрушка интересна ребенку пару дней, а потом пылится на полке с другими такими же. Всегда ли нужно приобретать очередную модную новинку для развлечения малыша?
Развивающие игры при помощи подручных материалов, часто захватывают детей сильнее. Я расскажу, как можно развлечь ребенка подручными средствами.
Раннее развитие стало очень популярно. Многие родители по неопытности считают, что без специальных игрушек не обойтись. Ассортимент в магазинах большой, многие бренды регулярно выпускают очередное развивающее «чудо». Ну как тут устоять и не порадовать любимого малыша!
Но сами по себе умные игрушки не развивают. Делает это процесс игры и взаимодействие со взрослым. Именно мы, родители, педагоги помогаем малышу узнать и освоить этот мир.
Думаю, мамы и папы заметили, что дети часто забывают об очередной игрушке, а вот коробки, палки, бытовые предметы не выпускают из рук. Именно подручные материалы дают толчок для развития фантазии.
Важно, чтобы в развивающих играх для детей принимали участие взрослые. С их помощью малыши коммуницируют с миром, узнают о форме, цвете, названиях вещей.
Предлагаю вам подборку игр с использованием подручных материалов для детей от трех до семи лет.
Развивающие игры из цветных крышек.
Цветные крышки от пластиковых бутылок. Простые, разноцветные, удивительные крышки. Упражнения и игры с ними способствуют решению следующих задач:
✔ формирование представлений о цвете и оттенках, геометрических фигурах;
✔ формирование элементарных математических представлений – много, мало, один, два;
✔ развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, речи;
✔ формирование навыка терпения и самоконтроля;
✔ развитие умения регулировать движения.
Занятия, конечно, нужно начинать с простого, постепенно усложняя задания. Приведу некоторые виды заданий:
o выкладывание «Дорожка», «Змейка», «Бусы», «Новогодняя гирлянда»;
o раскладывание крышек в разноцветные тарелочки;
o раскладывание крышек в сумочки: много — мало, много — один, один — два и др.;
o выкладывание геометрических фигур «Украсим круг (квадрат)»;
o выкладывание силуэтных изображений – машина, солнце, гриб, дом;
o выкладывание цифр, букв.
Развивающие игры с прищепками
При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются следующие задачи:
✔ развитие мелкой моторики пальцев рук;
✔ развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина);
✔ развитие элементарного счёта;
✔ стимуляция речи детей (все игровые действия с прищепками необходимо сопровождать речью);
✔ развитие конструктивных способностей;
✔ формирование положительного эмоционального контакта с взрослым.
На занятиях используем следующие развивающие упражнения:
«Солнышко» (к жёлтому кружку прикрепляем жёлтые прищепки);
«Красивые цветы» (к кружкам разного цвета прикрепляем соответствующие прищепки);
«Травка» (к зелёному прямоугольнику прикрепляем зелёные прищепки);
«Украсим баночку» (подбираем прищепки по цвету баночки);
«Украсим коробочку» (дети по желанию или по образцу украшают коробочку).
Развивающая игра «Волшебный мешочек»
Используя в работе с детьми эту игру, мы развиваем у детей словарный запас, понимание речи, осязательные способности, зрительную память, наблюдательность, мелкую моторику. Существуют различные варианты этой игры. Для работы будут необходимы красивые мешочки разных размеров.
Вариант 1. Убираем в мешочек знакомые детям предметы (например, по определённой лексической теме), при этом каждый предмет рассматриваем, рассказываем стишок. Потом просим ребёнка достать определённый предмет (доставать предметы нужно и правой, и левой рукой).
Вариант 2. Для этой игры потребуется два мешочка. В них убираем разные по текстуре предметы в двух экземплярах. Взрослый нащупывает в своём мешочке предмет, объясняет его свойства (круглый, резиновый, мягкий, деревянный и др.) и, называя его, достаёт из мешочка. Предлагает ребёнку найти такой же предмет в своём мешочке на ощупь.
Вариант 3. В этой игре можно использовать 8-10 небольших мешочков. Наполнить их разными предметами, затем выполнять различные игровые упражнения:
найди мешочки с шариками;
найди мешочки с кубиками;
найди мешочки с мягкими (твёрдыми) предметами;
найди мешочки, где много, мало, один, два предмета.
Варианты могут быть различны, в зависимости оттого, что мы развиваем. В качестве наполнителей подойдут крупы, мелкие шарики, пуговицы, макаронные изделия, камешки, песок, синтепон, луковая шелуха и т.д.
Вариант 4. «Тактильный мешочек» — развивающая игра на развитие памяти, мелкой моторики, тактильных ощущений. Эта игра создана по методике М. Монтессори, и она есть в продаже. Но её нетрудно изготовить и самим: в одинаковые крышечки из-под сока вклеиваем кружочки из разного тактильного материала – наждачной бумаги, ковролина, кожи, меха, гофр картона. Для начала изучаем с ребёнком крышечки, прощупываем, находим одинаковые. Затем в яркий красивый мешочек убираем несколько пар крышек, стараемся вытащить одинаковые. Постепенно увеличиваем число крышек, используя новы текстурные материалы.
Наш мир суетлив и беспокоен, но остановитесь на мгновенье, отдайте себя детям! Они будут благодарны вам за это всю жизнь. Используйте каждую свободную минуту на то, чтобы побыть с ребенком. И неважно, есть ли на этот случай какое-либо развлечение для малыша или нет, постарайтесь, чтобы время, проведенное вместе с ним, прошло как можно лучше.
Подготовила: Шумилова Л.А.