Консультация для родителей

«Как научить ребёнка слушать и слышать других?», 05.04.24 г.

1. Правильно организовать пространство общения. Даже для взрослых это значимо. Необходимо установить зрительный контакт, говорить «глаза в глаза». Тон должен быть спокойным, а интонация – доброжелательной. Когда малыш хочет поговорить со сверстником, он разворачивает его к себе.

2. Доступный язык (с учётом ограниченного словарного запаса, уровня освоения грамматики). Если в предложении есть непонятное слово, то высока вероятность, что и вся фраза будет непонятна ребёнку. Не нужно улюлюкать, сюсюкать, коверкать слова или говорить офисным языком. Ребёнок закрывается от непонятной и недоступной информации.

3. Отказаться от повторений, нравоучений, нотаций. Е. О. Смирнова писала: «Мы явно переоцениваем объяснительный метод воспитания дошкольника». В 4 года наступает перемена отношения к сверстнику, так как с ним интереснее играть. Хочешь быть принятым в игру, то считайся с правилами! К концу дошкольного возраста ребёнок умеет общаться со сверстниками, пытается доказать, принять другого, отступить, если это нужно.

4. Читайте, рассказывайте ребёнку сказки, беседуйте о прочитанном, предлагайте проиграть какой-либо эпизод, содержащий диалоги героев. Пусть ребёнок примерит на себя.

     Печально осознавать, но даже взрослые стали мало читать!

     Ребёнок дошкольного возраста живёт в ситуации (здесь и сейчас), живёт определёнными эмоциями. Например, «Миша, пора спать, собирай игрушки!». Ребёнок не слышит обращения родителей, оно не связано с ситуацией. Малыш слышит только голос, а что именно ему сказали — нет. Если мы обращаемся к ребёнку, то рассчитываем тут же получить ответ! Если мы требуем что-то, то хотим, чтобы малыш исполнил требование!

     Учёные провели эксперимент. Ребята получили речевую инструкцию: «Соберите кубики с пола в коробку». Нужна пауза, чтобы это было услышано. Через некоторое время малыши собирают кубики. Звучит вторая инструкция: «Уберите кубики из коробки на полочку», но дети продолжают собирать кубики в коробку. Родители, поступая так в живой ситуации, совершают психологическое насилие над ребёнком, так как наши требования превышают способности, возрастные возможности ребёнка.

Как же развивать способность слышать?

Значения слов «слышать» и «слушать» в словаре С. И. Ожегова:

 Слушать – 

1. Воспринимать слухом (напр., музыку); 

2. Публично разбирать (напр., судебное дело);

 3. Изучать, присутствуя на лекциях (напр., старославянский язык); 

4.Следовать чьим-нибудь советам, приказам (Слушал умных людей); 

 5. Употреблять также, как побуждающее обращение к кому-нибудь в начале речи (Слушай, останься здесь!).

Слышать —

1. Различать, воспринимать что-нибудь слухом; 

2. Обладать слухом; 

3. Обладать какими-либо сведениями; 

4. Замечать, чувствовать;

 5. Употреблять также для подтверждения сказанного (Слышишь, обязательно приходи завтра!). Можно слушать, но не слышать, т.е. не стремиться (не уметь) понять сказанное. Вопрос для размышления — как развивать у ребёнка способность слышать говорящего?

5. Слушайте сказки! Приобретите ребёнку аудиозаписи интересных детских книг и предлагайте сначала послушать вместе, а затем — самостоятельно.

6. Играйте в игры, ведь любой предмет может стать чем угодно. Акцентируйте при этом внимание ребёнка не на действиях с предметами, а на ролевых диалогах.

7. Игры по правилам. Таких игр очень много, они нужны для умения слушать другого. Они научат его понимать речевые инструкции, следовать им и тем самым сдерживать свои импульсивные действия, т.е. управлять своим поведением.

8. Договоритесь с ребёнком о том, что вы можете повторить своё предложение или просьбу максимум 2 раза. При нарушении данного договора ребёнок должен столкнуться с некоторыми неприятными для него последствиями, о которых его следует обязательно заранее предупредить.

9. Помните, что ребёнок не способен услышать взрослого тогда, когда поглощён игрой или каким-либо другим увлекательным для него занятием. Поэтому в этот момент не стоит давать ребёнку какие-либо распоряжения.

10. Рассчитывая на внимание ребёнка к своим словам, будьте и сами внимательны к высказываниям ребёнка. Ваше поведение может стать для него эталоном.

Подготовила: Богданова Е.С.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.