Познавательное развитие. «Волшебный песок»

Программное содержание:
• формировать представления детей о свойствах песка;
• формировать навыки экспериментирования с песком;
• обогащать тактильный опыт детей;
• активизировать словарь детей новыми словами: , «сыплется», «струйка»;
• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: столы, влажные салфетки, мафы с загадками, емкости с песком по количеству детей, гномик с 2 мешочками, мел цветной, натертый мелкая терка, кулечки сал.

Организационный момент: дети выходят на участок, по центру участка выложена цифра 7 из мафов, с напечатанными заданиями. Стоят в стороне столы 4 — 5 поднос с песком, закрытый салфеткой.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая цифра нас встречает? (7)
Дети: Семь

Воспитатель: Цифра 7 встречает нас, чтоб открыть секрет для вас.
Вы скорее в круг вставайте, часть цифры 7 из рук в руки передавайте.
А на ком остановимся, тот искать будет секрет.
1. Передавая говорим слова:
Цифра семь – особый случай:
Мелодична и певуча.
Семь чудес в ней интересных.
Очень яркая звезда.
С этой цифрой мы друзья,
стоп.( ищем секрет, переворачиваем наклеен календарик, одна неделя).

Воспитатель: Как вы думаете причём здесь календарь? Что за секрет в нем?
Загадываю загадку:
Сколько дней в неделе?
(Семь). Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.
Назови- ка , в слух подряд.( перечисляет один реб)
Воспитатель: Молодец а теперь вопрос на внимание, Какой день недели идёт после вторника? ( среда).
Какой день недели будет перед пятницей? ( четверг).
А какой день недели идет за субботой?( воскр)
Какой день недели перед вторником? (понед)
Отлично! Все назвали верно. Вот мы и отгадали первый секрет _ что в недели семь дней.

2. Берём второй маф и опять говорим и передаём.
Цифра 7 особый случай….(. картинка гномика наклеена)
Воспитатель: А почему же здесь гномик? Какой же это секрет? Давайте подумаем. Гномик это какой персонаж? –
Дети: сказочный,
А значит в какой сказк есть цифра 7? ( Белоснежка и 7 гномов) Верно. А Семёрка нам говорит, что где-то у нас на участке поселился этот сказочный персонаж. пойдёмте искать.

Находят гномика с мешочками , Определяют на ощупь – что в мешочках. ( песок и мел) Если не получается определить на ощупь, загадываю загадки:
Загадки:
Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)
Он может быть цветной и белый,
Им дети любят рисовать.
Художник он в руках умелых, картины может создавать. ( Мел)
Воспитатель: А гном нас в свою лабораторию приглашает и опыт с мелом и песком провести предлагает. Пойдем в лабораторию? Ребята , а вы знаете, откуда появляется песок? Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый, красный песок. Но наш гномик предлагает нам сделать «волшебный» цветной песок, Как это можно сделать? — покрасить песок. А помогут нам в этом : цветные мелки. Воспитатель: Давай поздороваемся с песочкам. Погрузите свои руки в песочек. — Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка.


Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный, сыпучий). Молодцы! Ну а теперь сделаем песок волшебным , это очень интересно и увлекательно.

Эксперимент 1. Окраска с помощью цветных мелков.
Для этого нам понадобилось:
1. Песок;
2. Цветные мелки;
3. Контейнеры для смешивания;
4. Ступка с пестиком. ( Или терка?)
Ход работы:
Шаг 1. Распределяем песок по нескольким контейнерам;
Шаг 2. С помощью ступки и пестика измельчаем цветные мелки одного цвета.
Шаг 3. Аккуратно ссыпаем получившуюся массу в один из контейнеров с песком и тщательно перемешиваем.
Шаг 4. Повторяем Шаги 2-3 для всех контейнеров с мелками разных цветов. Но детям я даю уже истолченный мел, а они смешивают его с песком. Скажем волшебные слова: … Вот и стал наш песок цветной, — волшебный, Что мы можем из него наколдовать? – Нарисовать сказочную страну, сыпем наш песок в кулечки делаем вот такой кулёчик, в нем дырочку и будем на асфальте рисовать картину ( или на листе бумаги с помощью клеевого карандаша нанести по картинку и посыпать цв .песком).

Вывод:
В результате опытов мы узнали, что песок в природе бывает разных цветов. Для того чтобы рисовать песком его можно покрасить в любой цвет цветными мелками. Каждый может это сделать дома или в детском саду.

Воспитатель: Продолжим, передаём маф и говорим слова, на ком остановились, ищет секрет. Картинка с нотами.
В: Ты скорее отвечай , сколько ноток угадай. ( 7)
Мы с вами порадовали гостей своими знаниями о цифре 7, А теперь порадуем и музыкой.
Треугольник есть и ложки, бубны, металлофон, маракасы.
Если все их разом взять, дружно вместе заиграть.
Буду здесь я дирижером, кто же вы ответьте хором? (оркестр)
Исполняем « Ах вы сени, мои сени» или Музыкальная игра «Бубен».
Воспитатель: Дети берут по бубну и стучат по бубну в ритме, в соответствии с текстом. На последний куплет звенят бубном (можно бежать и звенеть).
Воспитатель:
1. Мы все с бубнами сидим, пальчиком одним стучим.
Пальчик начал уставать, будем кулачком стучать.
2. Рядом дру с другом стоим , кулачком стучим, стучим.
Кулачок стал уставать — надо ручку поменять.
3. Рядом друг с другом стоим и ладошкою стучим.
То одной, то другой — постучи, дружок, со мной.
4. Бубен, бубен, позвени, всех ребят повесели.
Выше руку поднимай, с нами весело играй!

Воспитатель: Встаем в круг и берем последний маф.
Загадка: Через речку прыг да скок
Перекинулся мосток
Подружила берега
Семицветная дуга. ( радуга) Вот и последний секрет чего бывает по 7 .
Вы знаете от чего бывает в небе радуга? (во время дождя, когда светит солнце) Назовите поговорку на цвета радуги.- « Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Цвета идут в одном порядке и первая буква соответствует первой букве в названии цвета. А я еще знаю одну поговорку: «Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».
Свободный танец с цветными лентами

Дружинина Татьяна Анатольевна
воспитатель МАДОУ детского сада №55 г.Тюмени