Советы педагога-психолога

Возрастные особенности детей 2-7 лет

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ  (2-4 года)

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Он стремится к самостоятельности. 

Мышление. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить, результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно — действенного к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. 

Речь. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Восприятие. В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и боле цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).

Память. У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено. 

Внимание. Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Воображение. На четвертом году жизни года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

Эмоциональная сфера. В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Отношение со взрослыми. По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Отношения со сверстниками. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Игровая деятельность. Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

(4-5 лет)

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Внимание. К пяти годам внимание становится все более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.

Восприятие. В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Ребенок может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Воображение. Продолжает активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких и цепь самых невероятных событий. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Речь. Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4 лет становиться вопрос «почему?». 

Память. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Мышление. В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.. Например, дети понимают, что такое план комнаты, могут рассказать что изображено на плане- части комнаты. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку.

Отношения со сверстниками. Ребёнок развивается, становится более вынослив физически. В этом возрасте сверстник становиться более значим и интересен. Ребёнок стремиться к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наличие конфликтов. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Игровая деятельность. В среднем возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ  
(5-6 лет)

К пяти годам уже возможно оценить характер ребенка, его индивидуальность, способность к творчеству. Он ориентируется во многих бытовых вещах, ситуациях и даже сложных межличностных отношениях. Этот возраст — пик развития фантазии и вымысла. 

Мышление. В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить животных, но и подразделить их на домашних и диких, способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство. Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. 

Воображение. В этот период ребенок имеет представление не только о названии и назначении тех или иных предметов, но и о том, из чего они сделаны (мяч из резины, кукла из пластмассы). Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Речь. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребенок способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже – у себя. 

Произвольность познавательных процессов. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.

Физическое развитие. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Ребенок уже может выполнять одновременно два-три вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки и пританцовывая…Ребенок любит бегать, соревнуясь, учиться плавать, кататься на коньках, осваивает лыжи. Различая у себя правую и левую руку, он не может определить их у других, что иногда мешает четко выполнять спортивные задания.

Отношения со сверстниками. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские.

Отношения со взрослыми. Всё больший интерес ребёнка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. С пяти лет дети твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. Отношения партнерства между родителями и детьми сменяется взаимным отдалением. 

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов.

Нравственное развитие. Старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни. Эмоции. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, моральные, эстетические), эстетическим чувства (чувство прекрасного, чувство героического), моральные чувства (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы). К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается.

Продуктивная деятельность. К шести годам ребенок уже имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку. 

В этом возрасте человек на рисунке изображен таким, каков он есть на самом деле: лицо с глазами, с ушами, ртом, носом. Начинает появляться шея. На нем – одежда, обувь. Ребенок вырисовывает многие детали: манжеты, галстуки, карманы. Чем больше сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитее ребенок и лучше подготовлен к школе.

Игровая деятельность. Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Детям доступно распределение ролей до начала игры, включение в ролевые диалоги. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. 

Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдается предпочтение спортивным играм.

К шести годам ребенок практически осваивает большинство необходимых ему навыков: он аккуратен, следит за своим внешним видом, прической, обувью, одеждой, обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. 

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

(6-7 лет)

К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. 

Воображение. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом.

Внимание. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания.

Восприятие. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. 

Память. В 6-7 лет увеличивается объем памяти. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство – слово. 

Мышление. Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. 

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. 

Попытки самостоятельно придумать объяснения различными явлениями свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

Произвольность познавательных процессов. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Отношения со сверстниками. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Отношения со взрослыми. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Эмоции. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

Развитие самосознания. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Его самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

Игровая деятельность. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.